Кондиционер подставляет собой сложный механизм, обеспечивающий человека комфортными температурными условиями в жаркое время года. Чтобы это оборудование работало правильно и преждевременно не приходило в неисправность, нужно своевременно проводить профилактические работы, среди которых дозаправка кондиционера фреоном.
Что нужно знать о хладагенте
Большинство сплит-систем работает на хладагенте под названием фреон. При сжатии этот газ трансформируется в жидкость. Циркулируя по замкнутой системе, фреон забирает тепловую энергию. Во внешнем блоке он выделяет тепло в окружающий воздух.
Ключевую роль в системе играет компрессор, который при воздействии на хладагент сжимает его, превращая в жидкость. Если в контур закачано недостаточное количество фреона, техника будет работать усиленно, и отказ в работе станет лишь вопросом времени.
В расчете стоимости сплит-системы компрессор может занимать большую ее часть, поэтому при выявлении дефицита фреона в системе необходимо провести ревизию компрессора и дозаправить кондиционер как можно скорее.
При снижении производительности прибора, замедлении охлаждения помещения рекомендуется проверить уровень хладагента в контуре.
О том, что хладагента недостаточно, может указывать обледенение внешней трубы контура. Помните, что есть и стандартная величина утечки фреона: за год при корректной работе системы количество хладагента может сократиться на 8-10%.
При безупречной работе сплит-системы в течение нескольких лет, соблюдении рекомендаций по обслуживанию и обнаружении снижения производительности оборудования нужна дозаправка.
Однако добавить в систему малое количество хладагента можно не всегда. Часто приходится удалять весь остаток из контура, а затем заправлять его новым фреоном.
В качестве материала для заправки в большинстве современных кондиционеров используется фреон R-410А и R-407С. В состав второго входит сразу три хладагента. По этой причине его нельзя заправлять частично. При открытом доступе отдельные компоненты состава испаряются быстрее остальных, поэтому пропорции нарушаются.
С фреоном R-410А работать проще, так как его можно доливать любыми порциями. Фреон марок R-410А и R-407С экологичен, чего не скажешь о марке R-22. Это устаревшая версия хладагента, который выделяет вещества, создающие парниковый эффект.
Узнать, каким фреоном заправлена ваша сплит-система, можно из техпаспорта оборудования.
Признаки недостатка хладагента
Фреон является расходным материалом в любом бытовом кондиционере. Если во время монтажа оборудования были допущены ошибки или произошла разгерметизация системы, то создаются условия для утечки хладагента. Вибрация воздействует на трубки и соединения, вызывая трещины как на них, так и на корпусе кондиционера. Утечка может образоваться и в месте впаивания внутренних элементов.
Основные признаки дефицита фреона:
- Заметное снижение производительности системы.
- Вентиль наружного блока обледенел.
- На трубах появилось масло.
- Внутренний блок начал покрываться инеем.
Все эти признаки видны невооруженным глазом. Даже если вы не замечаете ничего из вышеперечисленного, не забывайте о профилактической проверке уровня фреона в системе, которую нужно проводить 1 раз в 2 года. Таким образом вы застрахуете себя от возможной поломки дорогостоящего оборудования.
Для тех, кто не хочет усложнять себе жизнь дозаправками климатических систем, рекомендуем устанавливать оконные кондиционеры. Такие модели, как и моноблочные мобильные устройства, нуждаются в заправке очень редко. Но на этом список их преимуществ заканчивается, так как сплит-системы предоставляют гораздо больше возможностей.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Зимний комплект для кондиционера
Как подготовить прибор
Перед непосредственным впуском хладагента в систему нужно выполнить ряд подготовительных работ. В частности, узнать причину утечки. Если фреон уходит очень быстро, то возможна разгерметизация корпуса.
Только после устранения причины утечки хладагента можно заправлять новую его порцию. Даже при выполнении профилактического добавления фреона проводят обследование герметичности корпуса.
Очень часто утечка возникает после неумелого монтажа. Например, специалисты могут обрезать развальцованный конец медной трубки и оставить его так, не восстановив вальцовку. Из-за этого утечка может произойти в месте входа трубки в наружный блок.
Вальцовку можно нарушить даже при неровном завинчивании крепежа. По этой причине дозаправки кондиционера хладагентом нужно раскрутить это соединение и осмотреть края медной трубки.
Перед самой заправкой фреона система подсушивается. В контур пропускают азот либо фреон, который выталкивает другие содержащие в нем вещества. Обеспечив высокое давление, устройство осматривают на наличие возможных щелей. Это иногда удобно делать с использованием ультрафиолетовой лампы.
Инструкция по заправке кондиционера самостоятельно
Порядок действий:
- Визуально осмотреть внешний блок системы. Найти в боковой части кожух, под который выведены 2 шланга.
- Снять кожух путем отвинчивания крепежных винтов. Открывается доступ к двум трубкам. По одной хладагент подается в газообразном состоянии, по второй выводится из внешнего блока в виде газа.
- Медленно открутить золотник и слить старый хладагент. Если не придерживаться этого правила, то вместе с остатком фреона может вытечь и масло.
- Подключить к золотнику синий шланг манометра.
- Убедиться в том, что вентили коллектора закручены.
- Желтый шланг манометра подсоединить к штуцеру вакуумного насоса.
- После открытия задвижки низкого давления отследить показания до отметки -1 Бар.
- Открутить вентили сервисных портов.
- Провести вакуумизацию контура в течение 20 минут. После достижения отметки в -1Бар выждать еще полчаса и проконтролировать, не поднимется ли стрелка вновь до нуля. Если это произойдет, значит, есть утечка, которую нужно выявить и устранить, иначе новый хладагент быстро вытечет из системы.
- При нормальных показателях через 30 минут вакуумизации контура отключить барометр от желтого шланга и подключить к этому шлангу баллон с фреоном.
- Закрутить левый вентиль коллектора.
- Взвесить баллон с хладагентом и запомнить его вес.
- Открутить подачу фреона с баллона.
- Для продувки шланга открыть и сразу же закрыть правую задвижку на манометре (чтобы выдуть из шланга воздух, который иначе пойдет в контур).
- Открутить синий кран на барометрической станции. После этого фреон начнет перемещаться из баллона в контур кондиционера, а вес баллона станет уменьшаться. Нужно следить за его весом, когда будет заправлено необходимое количество хладагента, перекрыть синий кран.
- Перекрыть оба крана на блоке, отсоединить барометр и проверить работоспособность кондиционера.
Диагностика после заправки
Закончив закачку фреона в систему, включите прибор и на протяжении нескольких часов понаблюдайте за его работой. Если все выполнено правильно, то отклонений от нормы не будет. Нарушить работу кондиционера может заправка лишнего хладагента более чем на 10% сверх нормы. Более того, это может стать причиной поломки компрессора.
Когда наблюдается нехватка мощности после замены хладагента, нужно проверить давление. Не исключено, что вы впустили в контур недостаточное количество фреона. Если его уровень в норме, но устройство охлаждает слабо, стоит поискать поломку в другом.
Как часто заправлять домашний охладитель
Закачку фреона в сплит-систему проводят в трех случаях:
- При монтаже или переустановке климатического оборудования на новое место.
- При утечке хладагента из контура.
- После ремонта, когда были отключены фреоновые магистрали.
Редко выполняется закачка в оконные и мобильные кондиционеры. Дело в том, что длина трубок у них небольшая и повредить их при установке невозможно. Чаще всего нужно заправлять хладагент в кондиционер автомобиля, который постоянно подвергается сильной вибрации и теряет из-за этого хладагент.
Моноблочные охладители реже теряют фреон, чем сплит-системы с наружными коммуникациями.
Как показывает практика, при правильном монтаже сплит-системы (с надежным креплением всех элементов и соблюдением герметичности) потребность в дозаправке фреона возникает не чаще чем раз в 3-5 лет.
Причины утечки
Сплит-система состоит из двух блоков, соединенных между собой медными трубками, по которым циркулирует хладагент. Утечки фреона иногда наблюдаются в местах соединения, когда гайки и вальцовочные соединения прижимаются недостаточно плотно.
Под воздействием вибрации в самом кондиционере могут появляться трещины, а трубки, установленные вплотную к другим элементам, могут перетираться. Они тоже служат местом для утечек. Кроме того, фреон может уйти из системы в местах пайки внутренних деталей. Распознать, где именно выходит хладагент, не всегда возможно, иногда для этого нужно использовать опрессовку азотом.
Методы контроля количества фреона
Рассматривая вопрос самостоятельной заправки сплит-системы, стоит помнить о соблюдении норм по количеству запускаемого хладагента. При наличии в контуре чрезмерного объема газа это отразится на работе прибора, так как фреон просто не будет успевать переходить в газообразное состояние. Из-за этого может пострадать компрессор.
По своим последствиям чрезмерная заправка фреоном даже хуже, чем небольшой его дефицит. Поэтому, заправляя кондиционер, нужно внимательно отслеживать количество хладагента, отправленного в систему.
Для этого можно использовать один из следующих способов:
- Измерение изменения веса баллона.
- Учет давления в системе до нужного показателя.
- Оценка состояния контура сквозь смотровое окно.
- Учет изменения температуры у вентилятора внутреннего блока.
Проще всего отслеживать изменения массы баллона. Нужно поставить емкость для заправки на весы, обнулить результат и наблюдать за потерей веса после открытия вентиля.
При уменьшении веса на нужное значение вентиль перекрывают. Данный способ актуален лишь для полной заправки контура. Когда стоит вопрос частичной дозаправки, нужно иметь представление о весе хладагента в системе, что нельзя определить без специального оборудования.
Для такой цели рекомендуется использовать профессиональные веса, но даже специалисты из компаний по сервисному обслуживанию климатических систем пользуются обычными бытовыми моделями.
Главное, чтобы прибор имел грузоподъемность от 20 кг, градацию шкалы — от 100 г, и мог взвешивать тару. Для получения более точных значений изменения массы баллона с хладагентом лучше всего использовать электронные весы.
Второй способ — достичь нужного показателя давления внутри контура. В таком случае заправку выполняют вместе с манометрическим коллектором, который определяет давление внутри системы.
Подачу хладагента нужно проводить порционно, сверяя с показаниями манометра, пока не будет достигнуто требуемое значение.
Коллектор стоит достаточно дорого, и покупать его ради заправки контура раз в несколько лет точно не стоит. Его используют также при осушении и вакуумизации системы.
Метод с использованием смотрового окна предназначен для профессионалов. Его суть состоит в наблюдении за потоком хладагента, пока в нем не исчезнуть воздушные пузырьки. В домашних условиях он, как правило, не используется.
Способ с измерением температуры может показывать результат с погрешностями. При заполненном контуре температура у вентилятора должна быть около +8°С, но в некоторых моделях она составляет в районе +5°С. Руководствуясь этим способом, фреон нужно вводить порционно, периодически снимая температурные показания.
Меры предосторожности при работе с фреоном
Памятка для тех, кто собирается заправлять кондиционер самостоятельно:
- При высокой концентрации фреона в воздухе существует риск отравиться. Поэтому работать с хладагентом нужно только в проветриваемом помещении. Обязательно откройте окно и двери, включите вытяжку.
- Марки фреона, имеющие в составе хлор, вредны для человека. Старайтесь избегать попадания вещества на слизистые (рот, глаза), не вдыхайте испарения.
- Попадание жидкого фреона на кожные покровы грозит обморожением. Поэтому при работе обязательно используйте закрытую одежду и резиновые перчатки.
При попадании хладагента на кожу следует немедленно промыть пораженный участок водой и смазать его вазелином. Если вы ощущаете удушье или другие признаки ухудшения состояния, необходимо прекратить работу, выйти из помещения и проветрить его.
Выводы
При постоянной работе кондиционера потеря фреона является закономерностью. В среднем, за год из системы уходит от 6 до 8% хладагента. Поэтому при отсутствии ошибок в монтаже и эксплуатации сплит-системы дозаправку нужно проводить не чаще, чем 1 раз в 2 года.
Работая с хладагентом, опасным для здоровья, следует придерживаться правил безопасности: надевать закрытую одежду и средства индивидуальной защиты, чтобы избежать возможных травм и отравлений.