Как демонтировать кондиционер

Сегодня кондиционер уже не является предметом роскоши, такая техника есть практически в каждой квартире и доме. Обычно установкой и снятием сплит системы занимаются специалисты, но, в целях экономии и для удовлетворения собственных амбиций за это мероприятия берутся и домашние мастера. По сути, демонтаж изделия особых трудностей не представляет, но есть ряд нюансов, знание которых поможет в работе и предотвратить досадные, а иногда непоправимые ошибки.

Как снять кондиционер со стены самостоятельно

Полный демонтаж оборудования проводится для его установки на новом месте или утилизации в связи с крупной поломкой, выработкой ресурса. В первом случае все работы нужно производить максимально аккуратно, обращая внимание на каждую мелочь, так как ошибки обойдутся дорого — придется потратиться на специализированные приспособления, а также привлечь помощников.

Во втором случае нет необходимости заботиться о сохранности деталей и хладагента, так как в лучшем случае за кондиционер получится выручить деньги как за металлолом.

Работа эта сложная, требующая соблюдения техники безопасности. Состоит она из нескольких этапов, каждый из которых нужно выполнять в строгой последовательности.

Подготовительный этап

В первую очередь нужно предусмотреть способы работы на высоте. Для снятия внутреннего модуля вполне хватит двух табуреток. С внешней частью все: даже для первого этажа потребуется стремянка, для второго — раздвижная лестница и такелаж. При уровнях от третьего этажа и выше придется прибегать к помощи специалистов. Это может быть вышка или промышленные альпинисты. Когда наружный блок расположен  рядом с балконом или оконным проемом, потребуется страховка, такелаж и, минимум, два человека со страховочными поясами.

Необходимо приготовить:

  • гаечные ключи;
  • манометр или манометрический коллектор;
  • отвертки с различными битами;
  • плоскогубцы;
  • бокорезы;
  • тиски;
  • маркер;
  • изоляционную ленту.

Важно! Для обеспечения личной безопасности потребуется строительная каска, защитные очки и перчатки.

Спуск фреона

Перед началом демонтажа следует отключить оборудование от сети. Когда подключение выполнено к пакетному выключателю, то лучше отсоединить от него провода.

Если техника подлежит выбрасыванию, то хладагент можно просто выпустить из системы, открутив соединительные гайки и нажав на шток запорного клапана. Небольшое количество фреона не нанесет вреда природе, но предотвратит возможные негативные последствия при утилизации изделия. Когда газ надо сохранить, его собирают из внешнего блока.

Последовательность действий:

  1. Включить технику. Вне зоны досягаемости пульта выставить на нем режим «мощность» и минимальную температуру. После этого направить передатчик на приемное устройство. Это приведет к скачку оборотов аппарата.
  2. Присоединить манометр или манометрический коллектор к патрубку, находящемуся сбоку наружного блока. Если есть заглушка, то убрать ее.
  3. Повернуть вентиль тонкого трубопровода с помощью гаечного ключа соответственной конфигурации. После этого компрессор начнет нагнетать фреон в свою емкость.
  4. Дождаться, пока из внутреннего модуля не пойдет теплый воздух, и сразу после этого отключить прибор. В противном случае компрессор сломается. Определить, что хладагент собрался в компрессоре можно и с помощью манометра при показателе 1 мПа. Затем нужно закрыть второй вентиль.

В результате таких манипуляций фреон будет собран и блокирован во внешнем модуле, а во внутреннем образуется вакуум. Можно переходить к непосредственно разборке и снятию изделия с крепежей.

Другим методом сбора хладагента является использование манометрической станции. У прибора имеется автономный компрессор и емкость для сбора фреона в любом состоянии. Агрегат универсальный, может работать даже при сильном морозе, когда включать сплит-систему запрещается. По результатам работы внешний блок будет полностью очищен, что делает последующий демонтаж и снятие безопасными. Минус в том, что аренда станции стоит довольно дорого.

Демонтаж

При разборке системы нет необходимости стараться сохранить имеющиеся коммуникации. В большинстве случаев проще поставить новые трубки, чем пытаться восстановить старые или срастить их с новыми. А вот кабель в хозяйстве всегда пригодится. Если оборудование будет перевозиться к новому месту установки, нужно заранее приготовить тару и упругий наполнитель. Любой сильный удар по модулю может привести к поломке вентилятора, компрессора и утечке фреона. И еще раз нужно осознать, что блоки очень тяжелые. Для манипуляций с ними нужно минимум 2 человека и устойчивое основание для работы. Лучше всего заранее предотвратить печальный итог с падением, травмой и поврежденным оборудованием.

Наружный блок

После сбора фреона наступает очередь разъединения блоков. Это не самая сложная, но наиболее трудная и рискованная часть демонтажа, так как внешний модуль очень тяжелый и находится высоко.

План работы следующий:

  1. Снять оборудование, с помощью которого производилась откачка заполнителя.
  2. Открутить гаечным ключом крепежи, которыми соединяются коммуникации и корпус. На их место установить крышки или обмотать их любой липкой лентой. Это необходимо для защиты устройства от мусора и пыли.
  3. Отсоединить электрический провод. Перед откручиванием рекомендуется пометить жилы, чтобы при сборке не испытывать затруднений.
  4. Отсоединенные коммуникации закрепить на кронштейне проволокой малярным скотчем или веревкой, чтобы они не мешали дальнейшей работе и не повредились.
  5. Отвернуть гайки, соединяющие внешний модуль и кронштейн.
  6. Закрепить на блоке такелажные ремни, приподнять его, отвести от опоры и аккуратно спустить вниз. Даже на стене одноэтажного дома не стоит брать блок одному человеку и спускаться с ним по лестнице. Одиночный вариант возможен только при использовании лесов или устойчивой  опорной площадки.
  7. Упаковать модуль в тару для его дальнейшей транспортировки. Для утилизации просто загрузить в багажник машины, подложив под него картон или лист ДВП.

В заключение отсоединяется кронштейн. Это делается путем откручивания анкерных болтов. Если вертикальная часть кронштейна скрыта теплоизоляцией, то его лучше не снимать или срезать выступающую часть болгаркой.

Отсоединение компрессора

Отсоединение компрессора проводится для его продажи при износе остального оборудования или ремонте. Причины выхода устройства из строя могут быть следующие:

  1. Нарушение технологии установки. Это может быть отсутствие вакуума, засорение посторонними предметами или попадание влаги.
  2. Неправильная прокладка трубопровода, его повреждение или подключение не к тем гнездам.
  3. Использование системы при температуре ниже допустимой. В таких случаях масло густеет и ломается нагнетатель (заводской брак, который проявляется после окончания гарантийного срока).

Последовательность действий:

  • снять крышку корпуса;
  • отсоединить подведенные к устройству трубки и электрический кабель;
  • открутить крепежные болты с виброгасителей;
  • снять изделие и аккуратно переместить его на устойчивое основание.

Обратите внимание! Попутно следует проверить состояние масла: если оно мутное и имеет неприятный запах, то его необходимо заменить (лучше с промывкой системы).

Внутренний блок

С внутренним модулем работать проще, так как не надо балансировать на шаткой лестнице.

Последовательность демонтажа:

  1. Снять с защелок крышки и планки, закрывающие внутреннюю часть устройства. В некоторых моделях соединительная плата расположена под подъемной решеткой. Тут надо ориентироваться по обстоятельствам, исходя из конструкции модуля.
  2. Открутить крепежные детали и отсоединить все коммуникации. Если планируется использовать их повторно, то трубки замотать скотчем, а жилы кабеля пометить маркером.
  3. Крепко обхватить корпус по бокам, отодвинуть от стены его нижнюю часть и приподнять. Так зацепы на нем выйдут из пазов крепежной планки. Затем аккуратно спустить устройство на пол. И тут желательно работать вдвоем, так как при падении можно получить травму или сломать технику.
  4. Открутить саморезы с монтажной пластины, отделить ее от стены. Вытащить дюбеля, а заделкой отверстий лучше заняться потом.
  5. Вытащить из стены оставшиеся в ней коммуникации. Сделать это несложно, так как они прижаты только монтажной пеной. Наполнитель лучше оставить на месте, чтобы потратить на заделку оставшегося отверстия меньше времени и материалов.

На этом демонтаж можно считать законченным. Остается только грамотно распорядиться снятыми предметами.

Последствия неправильного демонтажа

При отсутствии опыта и поверхностном отношении к демонтажу сплит-системы люди допускают ошибки, следствием которых является:

  1. Утечка фреона из-за неаккуратности или нарушения последовательности действий. Владельцу приходится тратиться на заправку устройства.
  2. Засорение контура посторонними предметами. Приводит к поломке компрессора, а это самая дорогая деталь кондиционера, плюс оплата работы по ее замене.
  3. Оплошности при разборке. Тут и сворачивание резьбы на стыках, и чрезмерно короткое обрезание трубок, и потеря различных деталей.
  4. Падение модуля. Попытка снятия блока в одиночку в большинстве случаев приводит к его падению, после чего изделие остается только выбросить.
  5. Снятие кабеля без маркировки жил. Тут или приглашать мастера, или рисковать, присоединяя провода наугад при последующем монтаже.

Ошибки совершаются скорее по невнимательности, чем из-за отсутствия профессиональных навыков.

Выводы

Выполнить демонтаж сплит-системы своими руками заманчиво с точки зрения экономии. Но задача эта настолько сложная и специфическая, что риск ошибки, которая повлечет большие расходы, очень велик. Если нет полной уверенности в успешном выполнении снятия кондиционера, лучше обратиться к опытным специалистам.

Оцените статью
HVAC 365
Добавить комментарий