Зимний комплект предназначен специально для использования кондиционеров в холода. Дополнительное оборудование обеспечивает более эффективную и безопасную эксплуатацию климатических систем. В этой статье мы рассмотрим, что такое зимний комплект, его составные части, особенности монтажа и эксплуатации.
- Для чего нужен зимний комплект
- Состав зимнего комплекта
- Нагреватель картера компрессора
- Регулятор давления конденсации (регулятор количества оборотов вентилятора внешнего блока)
- Подогрев слива дренажа
- Монтаж и подключение зимнего комплекта
- Особенности
- Обогрев картера компрессора и регулятор вращения
- Обогрев дренажа
- Обслуживание в зимний период
- На что обращать внимание при выборе зимних комплектующих
- Выводы
Для чего нужен зимний комплект
Кондиционер используется большинством потребителей с целью спасения от жары. Но это не является основной функцией данного прибора. Да, кондиционер выручает летом, что особенно актуально в южных регионах, однако есть объекты, на которых климатические системы должны работать круглый год. В частности, к ним относятся складские помещения, узлы управления и места расположения серверов, где нужно поддерживать стабильную температуру.
Оборудование, расположенное в таких местах, беспрерывно работает в течение всего года и выделяет много тепла. Из-за перегрева установок оно может выйти из строя. Часто к таким помещениям даже нет отдельного входа с улицы, так как они размещаются внутри большого здания либо комплекса. Но даже при оборудованном выходе на улицу в зимнее время не всегда удается решить проблему обычным проветриванием. Остается лишь вариант установки сплит-системы с низкотемпературным комплектом.
Состав зимнего комплекта
Рассмотрим все детали, которые входят в зимний комплект кондиционера.
Нагреватель картера компрессора
При достижении минусовых показателей уличной температуры вязкость масла в компрессоре увеличивается. На двигатель компрессора это оказывает негативное воздействие и может стать причиной его поломки.
Кроме того, при минусовых температурах возрастает растворимость хладагента в масле. Поэтому после активации компрессора масло, содержащее растворенный в нем холодильный агент, начинает проходить через масляные насосы агрегата, создавая трение о стенки. Из-за этого происходит нагревание внутренних элементов компрессора, что провоцирует испарение хладагента из масла. В итоге в масляном канале может появится газовая закупорка, а смазочная система станет работать неправильно. Это повлечет за собой заклинивание агрегата.
Нагреватель картера представляет собой гибкий компактный тэн, который окутывает компрессор в нижней его части (в картере). При активации компрессора зимой автоматика на короткое время запускает данный нагреватель. За счет нагрева масла удается избежать указанных выше плохих последствий.
Регулятор давления конденсации (регулятор количества оборотов вентилятора внешнего блока)
Быстрое охлаждение и конденсация хладагента в теплообменнике внешнего блока обеспечиваются температурой воздуха на улице и активным продуванием данного узла вентилятором. При очень низкой температуре на улице мощный обдув может привести к переохлаждению рабочего вещества, из-за чего оно способно впоследствии закипеть в теплообменнике внутреннего блока и испариться. От этого холодильный агент может попасть в компрессор и вывести его из рабочего состояния.
В состав компрессора может входить специальная защита от проникновения жидкого хладагента, а перед ним возможен монтаж отделителя жидкости. Эти меры могут уберечь агрегат от незначительных временных нарушений, но при беспрерывной работе неисправность становится лишь вопросом времени.
Во избежание негативных последствий при функционировании сплит-системы в морозную погоду в режиме охлаждения на улице проводят установку регулятора давления конденсации, который со снижением температуры понижает обороты осевого вентилятора внешнего блока. За счет этого достигаются стабильные значения давления и температуры конденсации, что устраняет вероятность сильного переохлаждения фреона. При достижении критического значения температуры воздуха снаружи вентилятор вовсе не будет вращаться.
Такая конструктивная особенность по изменению продува теплообменника внешнего блока уже используется в сплит-системах инверторного типа. Поэтому дополнительный монтаж регулятора давления компенсации в таких системах невозможен. Иначе говоря, зимний комплект нельзя поставить в инверторные кондиционеры. Однако в приборы, работающие по схеме ON/OFF, низкотемпературные комплекты устанавливаются без проблем.
Подогрев слива дренажа
Работа сплит-системы в режиме охлаждения приводит к появлению конденсата на теплообменнике внутреннего блока. Он стекает в поддон, а далее выводится на улицу либо в канализационную систему.
Если вывод обустроен на улицу, часть дренажного трубопровода располагается снаружи здания и поддается воздействию низких температур зимой. Вода, стекающая по этим трубопроводам, может замерзать, образуя ледяную пробку, и ее вывод из внутреннего блока остановится. Через некоторое время поддон переполнится, и вся вода начнет выливаться внутрь помещения.
Во избежание неприятных последствий внутрь дренажного трубопровода укладывается нагреватель (простыми словами, часть теплого пола). Именно он предотвратит замерзание воды и возникновение ледяной закупорки.
При выведении конденсата в систему канализации дренажный трубопровод не будет поддаваться влиянию отрицательных температур, и монтаж дренажного нагревателя в таком случае необязателен.
Монтаж и подключение зимнего комплекта
Перед переходом к установке и подключению зимнего комплекта в сплит-систему хотим предупредить, что это рекомендовано делать исключительно для ON/OFF-моделей. Инверторные кондиционеры не нуждаются в такой модификации, поскольку модуль управления внешним блоком уже запрограммирован на регулировку оборотов вентилятора. Им нужен лишь обогрев картера компрессора и дренажа, то есть должна быть выполнена частичная установка комплекта.
Перед стартом работ по монтажу и пробному запуску следует изучить схему подключения зимнего комплекта на кондиционер, которая может находиться в нескольких местах. Чаще всего она представлена в инструкции по установке низкотемпературного комплекта либо расположена на плате вариатора.
Особенности
Схема подключения не является универсальной, и в каждом отдельном случае прибегают к варианту, подходящему под конкретную модель.
Это обуславливается рядом нюансов. Кондиционеры, работающие исключительно на охлаждение, не содержат четырехходового клапана, что упрощает процесс. В агрегатах, которые поддерживают режим подогрева, этот элемент имеется, что усложняет монтаж и подключение дополнительного оборудования для работы зимой.
Исходя из количества скоростей оборотов вентилятора, установка может выполняться в разрыв фазы или в разрыв нейтрали. В некоторых моделях вентиляторы могут работать на скорости, соответствующей их минимальным оборотам, и тогда установка регулятора оборотов вентилятора попросту не нужна.
Обогрев картера компрессора и регулятор вращения
В начале монтажных работ по зимнему комплекту нужно разобрать корпус внешнего блока. Первым делом снимают модуль, далее — верхнюю и защитную крышки сервисных портов, затем откидывают лицевую панель.
Сначала должен быть установлен обогрев картера компрессора. Его монтируют снизу картера так, чтобы подогрев масла был более эффективным. Важно обеспечить подачу постоянного напряжения. Это предотвратит вероятность вспенивания масла и запуска с холодным мотором. После этого подключают регулятор оборотов в разрыв цепи вентилятора. Модели ON/OFF требуют для такой конструкции дополнительного питания, которое поставляется через отдельный провод.
Внимание! При подключении зимнего комплекта важно обеспечить возможность одновременного запуска вариатора и компрессора кондиционера. При этом нужно быть уверенным в возможности восстановления прежней схемы сплит-системы, если модификационное оборудование будет демонтировано.
Замедлитель оборотов вентилятора оснащен датчиком температуры. Его монтаж выполняют на калач конденсатора, размещенный сверху теплообменника в направлении циркуляции хладагента. Такое размещение позволит получить наиболее достоверные замеры температуры.
Далее устанавливают вариатор и подключают его к системе питания с учетом принципиальной схемы подключения зимнего комплекта для кондиционера. Для фиксации проводов рекомендуется использовать пластиковые хомуты — это снизит нагрузку на клеммы.
После запитывания оборудования собирают наружный блок, обеспечив надежную фиксацию всех компонентов на своих местах. Провода скручивают при помощи хомутов в один узел так, чтобы они не касались корпуса агрегата и магистралей, соединяющих оба блока сплит-системы.
По окончанию установки проверяют функциональность регулятора, включив прибор сначала на охлаждение, а потом — на обогрев. Показания снимают при помощи термометра или манометра.
Обогрев дренажа
Следующий этап работ заключается в монтаже обогрева дренажа, который фиксируется к дренажному шлангу посредством хомутов и подключается к системе питания. Конструкция внешнего блока обычно не содержит питающей клеммы, поэтому вместе с межблочным кабелем сюда протягивают дополнительный питающий кабель. В конструкции с предусмотренной питающей клеммой к ней подключают обогрев дренажа (по аналогии с обогревом картера компрессора).
Работая с инверторными кондиционерами, сначала нужно осуществить диагностику оборудования и лишь после нее стоит переходить к установке по подходящей схеме. Некоторые модели сплит-систем совместимы с зимними комплектами только своего производителя.
Закончив все монтажные работы, вы сможете пользоваться сплит-системой в привычном режиме, но для большей надежности рекомендуется на зимний период дополнительно защитить наружный блок.
В частном доме его можно переместить в пространство под окном на веранде, а в случае установки в многоквартирном доме над блоком обустраивают специальный навес, оберегающий прибор от вертикальных осадков.
Обслуживание в зимний период
Как обслуживать инверторную модель кондиционера, которая включается на обогрев? Обслуживание ничем не отличается от любой другой сплит-системы, разве что нужно позаботиться дополнительно об уборке льда.
Если хотите предотвратить распространение плесени и грибка, проводите очистку фильтра раз в 2 недели, а также промывайте крыльчатку вентилятора 2 раза в год. В этом месте тоже скапливаются болезнетворные бактерии и грибки.
Остальные работы по обслуживанию, например дозаправку фреоном, проверку или обследование наружного блока, лучше поручить квалифицированным специалистам. Самостоятельно этим лучше не заниматься.
На что обращать внимание при выборе зимних комплектующих
- Важным показателем регулятора является его температура в рабочем режиме. Большинство устройств может работать до критической температуры -30°С, но есть модели, выдерживающие до -40°С. Поэтому нужно отталкиваться от температурных значений, свойственных вашему региону.
- Мощность нагревателя картера — величина не статичная. На нее влияют габариты и производительность компрессора. Чем крупнее сам компрессор, тем более мощным тэном он должен комплектоваться. Кроме того, нужно измерить диаметр компрессора и подобрать нагреватель подходящей длины.
- Нагреватели дренажа бывают разными в зависимости от их длины.
Выводы
Сплит-систему можно эффективно использовать в зимний период, соблюдая режим ее включения с учетом температур, указанных производителем. Чтобы снизить границу минимально возможной для эксплуатации температуры, разработан зимний комплект. Но это касается лишь режима охлаждения воздуха.
Работа в режиме обогрева для большинства кондиционеров возможна лишь при уличной температуре до -7°С. Если нужно обеспечить работу прибора в более широком температурном диапазоне, лучше выбрать инверторную модель, предоставляющую такую возможность.